Важнейшие события в истории Беломорско - Балтийского канала:

1566 год, август. Торговые агенты «Московской компании» Г. Су:этэм и Дж. Спарк на трех лодках с двенадцатью гребцами за месяц прошли водным путем с товарами из села Сорока на Белом море до Новгорода.
1693 год. 6-10 августа. Первое знакомство царя Петра Первого с морем, многое определившее в будущей внутренней и внешней политике Государства Российского. На 12-пушечной яхте «Святой Петр» 21-летний царь вышел в Белое море из Архангельска.
1702 год, май. Третья поездка Петра Первого на Белое море. В сопровождении пяти батальонов гвардии и крестьян царь Петр совершил марш через болота и топи в Онежское озеро, протащив волоками три фрегата. В результате была разгромлена Ладожская флотилия шведов и взята крепость Нотебург.
1827, 16 февраля. Кемский купец Ф. М. Антонов представил в МПС предложения о строительстве краткого водного пути от Белого моря к Онежскому озеру.
1866—1869 гг. Архангельский генерал-губернатор, а также частные предприниматели предложили правительству проекты будущего водною пути. Все они оставлены без внимания.
1886 год. 8 марта. Кабинет министров Российской Империи разрешил МПС провести технические изыскания на трассе будущего канала.
1889 год. В Петрозаводске опубликована книга Н. А. Крылова «Экономическое значение Беломорского канала», в которой представлены результаты исследовательских экспедиций, проведенных на средства Олонецкого земства на территориях, прилегающих к будущему каналу.
1900 год. Профессор В. Е. Тимонов удостоен золотой медали на Парижской всемирной выставке за проект Беломорско - Балтийского водного пути.
1915 год. Доклад профессора В. Е. Тимонова о Беломорском канале Международному судоходному конгрессу.
1917 год. Министерство путей сообщения царского правительства утвердило проект сооружения Беломорского канала.
1930 год, июнь. В Ленинграде создано Управление Беломорстрой под руководством профессора А. С. Аксамитного для проведения изыскательских и проектных работ по сооружению Беломорского канала. Проектной частью поручено руководить инженеру С. Я. Жуку, будущему главному инженеру проекта ББК, Герою Социалистического Труда, академику.
1931 год, 18 февраля. Совет Труда и Обороны выдал окончательное задание на проектирование ББК.
1931 год, 1 июля. Эскизный проект канала утвержден.
1931 год, 1 августа. На станции Медвежья Гора началось составление технического проекта ББК.
1931 год, 16 октября. На будущей трассе канала начались строительные работы.
1933 год, 29 марта. Земснаряд «Свирский-12» приступил к разборке перемычки у входа в ББК со стороны Повенецкого залива Онежского озера.
1933 год, 28 мая. В шлюз № 1 вошел первый пароход «Чекист».
1933 год, 20 июня. Все работы по строительству и внешнему оформлению основных гидросооружений ББК завершены.
1933 год, 30 июня. Теплоход «Севастополь» прошел по всей трассе канала от Онежского озера до Белого моря.
1933 год, 2 июля. Создано первое подразделение по эксплуатации ББК - Отдел пути и эксплуатации Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря ОГПУ СССР.
1933 год, 20—23 июля. Пройдя от Повенца до Сорокской губы Белого моря на пароходе «Анохин», с Беломорско-Балтийским каналом ознакомились И. В. Сталин, С. М. Киров и К. Е. Ворошилов.
1933 год, 27 июля. Подписан «Генеральный акт освидетельствования готовности к пуску и приемки в эксплуатацию Беломорско-Балтийского водного пути». В соответствии с «Актом...» транзитное судоходство по каналу открывалось с 30 июля 1933 года, т.е. через 20 месяцев и 10 дней после начала строительства.
1933 год, 2 августа. Постановлением СНК № 1635 канал принят в эксплуатацию и зачислен в число действующих внутренних путей СССР под названием «Беломорско-Балтийский канал имени тов. Сталина».
1933 год, 4 августа. ЦИК СССР наградил орденами более 30 руководителей и инженеров, участвовавших в строительстве канала. 12484 строителя-заключенных освобождены, 59516 заключенным сокращены сроки заключения, с 500 бывших заключенных снята судимость и они восстановлены в гражданских правах.
1933 год, 22-23 августа. ББК посетили 120 ведущих литераторов СССР. По предложению ОГПУ они приняли участие в работе над монографией «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. 1931-1933 годы».
1934 год. Завершены работы над Технико-экономическим обоснованием строительства внутреннего глубоководного пути из Балтики в Кольский залив Баренцева моря (Большой Беломорстрой), включающего в себя реконструи¬рованный ББК и Кольский канал из Кандалакши до Мурманска через озеро Имандра. Работы над ним прекращены на уровне создания ТЭО.
1936 год. За производственные успехи коллектив ББК отмечен среди лучших пароходств страны.
1939 год, 23 марта. Постановлением СНК СССР № 321 «О передаче Беломорско-Балтийского канала имени Сталина в ведение Наркомвода» канал выведен из структуры БелБалтКомбината ОГПУ СССР и стал самостоя¬тельным предприятием.
1940 год. Начало массового обучения и переподготовки кадров на канале. В межнавигационный период на ББК одновременно работают 12 курсов и профессиональных школ.
1940 год. Управление пути ББК заняло второе место среди предприятий Наркомречфлота СССР по итогам хозяйственной деятельности.
1940 год, 1 марта. Самый отдаленный гидроузел канала — шлюз № 9 — получил постоянное электроснабжение. Введена в строй высоковольтная ЛЭП шлюз № 8 — шлюз № 9.
1940 год, апрель. Беломорско-Онежское бассейновое управление пути ББК переименовано в Управление пути ББК.
1941 год, 12 июня. Приказом по ББК № 54 за подписью заместителя начальника Управления — главного инженера А. И. Василова в бассейне открыта последняя предвоенная навигация.
1941 год, 23 июня. Издан приказ №1 «О введении угрожаемого положения на Беломорско-Балтийском канале имени тов. Сталина». Введены круглосуточное дежурство у селекторных и телефонных аппаратов, постоянное ношение противогазов. Работники гидроузлов и жители шлюзовых по¬селков по 4 часа в день роют щели.
1941 год, 28 июня. Первая бомбежка канала. Атаке подверглись шлюзы №№ 6, 7, 8 и 9.
1941 год, 28 августа. Последняя (пятая) в навигацию 1941 года бомбежка канала. Атакован шлюз № 7. Никаких повреждений не обнаружено.
1941 год, август. Управление ББК и техучастков эвакуировано в Беломорск, на шлюз № 19. Из 800 работников на канале остались 80. Остальные — в эвакуации.
1941 год, ноябрь. Караван пассажирских судов с эвакуированными семьями водников Повенца и жителями окрестных деревень, а также оборудованием вмерз в лед Выгозера.
1941 год, в ночь с 12 на 13 ноября. Караван судов вмерз в лед Заонежского залива в районе Мегострова и захвачен частями финской армии. Капитан парохода «Металлист» Егор Иванович Заонегин до конца исполнил свой профессиональный долг. Он уничтожил судовое имущество и докумен¬ты и был расстрелян.
1941 год, 5 декабря. Частями финской армии захвачен Медвежьегорск.
1941 год, 6 декабря. Реализован план вывода из эксплуатации гидросооружений ББК. Взорван шлюз № 1, а за ним, до 11 декабря, и остальные гидроузлы Повенчанской лестницы. Вода из Водораздельного бьефа свободно сливается в Онежское озеро через поселок Повенец.
1941 год, 7-11 декабря. Ожесточенные бои в районе шлюзов №№ 1-7 ББК, в результате которых финские войска остановлены на линии канала до июня 1944 года.
1942 год, 3 марта. Коллегия Наркомречфлота СССР приняла решение о начале подготовки к восстановлению ББК.
1944 год, май. Управление пути канала разработало первый план реконструкции канала.
1944 год, 22 июня. Финские войска изгнаны из Повенца и с южного склона канала.
1944 год, 6 сентября. Подписан «Акт об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками Управлению пути Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина». Общая сумма затрат на восстановление определена в 92 млн. 650 тыс. 210 рублей.
1944 год, октябрь. В Медвежьегорск прибыла первая группа руководителей и специалистов Беломорстроя МВД СССР под руководством инженера-полковника В. П. Бусыгина, которому правительством поручены работы по восстановлению южного склона канала.
1945 год, май. На южном склоне канала начались полномасштабные восстановительные работы.
1946 год, 28 июля. Восстановление завершено. Затраты составили 77 млн. 780 тыс. 489 руб. 69 коп. Официально открыто сквозное судоходство на всем протяжении ББК. Опубликована приветственная телеграмма И. В. Сталина в адрес строителей Беломорстроя.
1946 год, 22 августа. Управление пути ББК переехало со шлюза № 19, где распо¬лагалось во время войны, в Медвежьегорск и разместилось в зданиях, переданных Беломорстроем.
1947 год, 18 ноября. Техучасток Беломорстроя МВД СССР, занимавшийся экс¬плуатацией гидроузлов южного склона канала после их восстановления, ликвидирован. Эксплуатация ББК на всем его протяжении вновь полностью возложена на Управление пути каната.
1950 год, 2 февраля. Принято Постановление Совета Министров РСФСР о ка¬питальном ремонте и реконструкции гидросооружений ББК. На кана¬ле создана первая собственная строительная организация — Ремстройконтора под руководством Н.П. Иванова.
1952 год, 10 августа. Канал сменил название. Бассейновое Управление пути ББК имени Сталина стало именоваться Управлением ББК имени Сталина.
1953 год. В штаты гидроузлов впервые введены электрики. На ББК начались работы по переводу механизмов на электрический привод.
1954 год, 2—6 февраля. Первая конференция по эксплуатации гидротехнических сооружений Минречфлота СССР в г. Калач. Работа эксплуатационников ББК за первые 20 лет получила высокую оценку.
1957 год. На северном склоне канала в основном завершена электрификация гидроузлов.
1958 год, 2 августа. Коллектив торжественно отметил 25-летие со дня ввода ББК в эксплуатацию. В торжествах принял участие заместитель начальника Беломорстроя в 1931 — 1933 годах Я. Д. Рапопорт.
1959 год. Завершились работы по переводу береговых и плавучих обстановочных огней на электропитание. С этого года на ББК больше нет бакенщиков.
1963 год. По ББК из пунктов Белого моря прошли первые теплоходы с экспортными грузами.
1964 год, июнь. Открыта грузовая линия Кандалакша — Череповец с использованием возможностей ББК и только что открытого Волго-Балта.
1969 год. Проектный институт «Ленгипроречтранс» завершил работу над созданием Технико-экономического обоснования (ТЭО) реконструкции ББК.
1970-е годы, начало. После наращивания гребней плотин, дамб, конструкций гидроузлов и подъема механизмов на ББК установлена гарантированная глубина судового хода 4 метра. Канал стал равноправным звеном Единой глубоководной системы Европейской части РСФСР.
1970-е годы, середина. На всех гидроузлах полностью заменены аварийно-ремонтные затворы.
1970-е годы, конец. Началась замена металлических ворот шлюзовых камер клепаной конструкции новыми, цельносварными.
1976 год, 1 января. Начало полномасштабных работ по реконструкции гидросооружений ББК за счет централизованных капитальных вложений из бюджета страны. Это стало возможным благодаря решению XXV съезда КПСС, включившего в программу важнейших работ предстоящего пятилетия начало реконструкции канала без вывода его из эксплуатации.
1978 год. Для проведения реконструкции, создания приканальной инфраструктуры и гражданского строительства на северном и южном склонах ББК созданы собственные мощные строительные подразделения.
1983 год, 30 июля. Коллектив торжественно отметил 50-летие со дня ввода ББК в эксплуатацию. За большой вклад в развитие народного хозяйства Европейского Севера коллектив канала награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1985 год. Интенсивность грузопотока по ББК достигла максимума. В течение навигации произведено 62 030 шлюзований. Через канал перевезено 7 млн. 300 тыс. тонн грузов. Подобная интенсивность движения сохранится в течение пяти лет.
1991 год. На канале в основном завершена реконструкция главного судового хода.
1995 год. Завершился первый этап реконструкции южного склона канала. Все деревянные элементы шлюзовых камер и направляющих пал на шлюзах с первого по девятый заменены на железобетонные.
1995 год, июль. Предприятие сменило не только название, но и статус. Теперь ББК — это Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства.
2003 год, 2 августа. Исполняется 70 лет со дня ввода ББК в эксплуатацию.

Предпосылки строительства Беломорско-Балтийского водного пути:

1800 г. Заявление Амстронга и мещанина Жданова о необходимости устройства водного пути между Онежским озером и Белым морем и осмотр этого района строителем Мариинской системы Деволандтом.
1824 г. Проект купеческого сына Антонова соединения Онежского озера с Белым морем по направлению от г. Повенца на реке Выг. Доставка им этим путем (лодками, волоком и телегами) в августе 1824 г. и 1825 г. беломорской рыбы в Петербург, что удивило столичных рыбопромышленников, привыкших получать беломорскую рыбу только с ноября по зимнему пути.
1832 г. Проект Лешевича-Бородулина с описанием и картами от Белого моря до «Онего» по рекам Выг и Телекинской.
1835 г. Проект, представленный Бенкендорфу подчиненным ему офицером, соединения Белого моря с Онежским озером по варианту, близкому к проекту Антонова.
1858 г. Ходатайство архангельского губернатора Арендаренко о соединении Белого моря с Онежским, озером по направлению от г. Повенца до Сумского посада с указанием, что «путь этот составляет преобладающее желание жителей Олонецкого края».
Изыскания капитана Лебедева по распоряжению Главного управления сообщения в связи с хода¬тайством перед Александром II, во время его пребывания в Архангельске, купцов гг. Кеми и Колы, мещан Сумского посада и государственных крестьян Кольского и Кемьского уездов.
1868 г. Донесение архангельского губернатора Гагарина министру внутренних дел о желании жителей Архангельской губернии увидеть осуществление предполагаемого строительства водного пути.
1869 г. Организация «Общества частных капиталистов» с целью устроить водный путь между Онежским озером и Белым морем. Гидротехнические в связи с этим изыскания под руководством проф. Иностранцева; отказ царского правительства в утверждении устава этого общества.
1870 г. Обращение повенецких жителей к олонецкому губернатору Григорьеву с просьбой содействовать соединению Белого моря с Онежским озером.
1871 г. Донесение Посьета начальнику морских сил России о важном торгово-промышленном значении соединения Онежского озера с Белым морем.
1874 г. Постановка Олонецким земским собранием - вопроса перед правительством о производстве технических изысканий постройки водного пути со ссылкой на неотложность этой работы.
1875 г. Предложения министру путей сообщения некоего Ахшарумова о постройке на акционерных началах при содействии правительства водного пути между Онежским озером; и Белым морем.
1882 г. Записка министра путей сообщения Посьета в Кабинет министров о необходимости производства предварительных изысканий по сооружению канала, соединяющего Белое море с Онежским озером.
1885 г. Ассигнование Повенецким уездным земским собранием 3000 рублей и Олонецким губернским земским собранием 12 000 рублей «в пособие правительству на необходимые для Беломорско-онежского канала правительственные изыскания».
1886 г. Разрешение Кабинета министров министру путей сообщения производства за средства казны подробных технических изысканий «для устройства искусственного водного пути между Онежским озером и Белым морем» и исследования экономического значения проектируемого пути. Производство технических изысканий под руководством инженера Здзярского специальной партией инженеров и техников на средства, ассигнованные министерству путей сообщения.
1887 г. Приглашение Олонецкой губернской земской управой члена О-ва содействия русской промышленности и торговле Н. А. Крылова для собирания статистико-экономических сведений в районе Беломорского водною пути.
1901 г. Доклад проф. Тимонова VIII съезду деятелей по водным путям, с изложением схемы сооружения «глубоководного Балтийско-Беломорского водного пути для плавания морских судов».
1915 г. Возникновение по инициативе члена Государственной думы Шидловского вопроса о постройке канала в связи с выяснившейся необходимостью доставки грузов с Белого моря; составление проекта пути инж. Калиновичем.
1922 г. Разработка при Цупводпути НКПС, на основании имевшихся материалов, проекта постройки канала, соединяющего Онежское озеро с Белым морем.
1930 г. Постановление правительства OСCP о постройке Беломорско-Балтийского водного пути и организации для осуществления этого строительства «Белморстроя». Начало составления схематического проекта ББВП.
1931 г. Постановление Совета труда и обороны об основных заданиях по осуществлению строительства Беломорско-Балтийского водного пути (18 февраля 1931 г.), составление нового эскизного проекта, на основе постановления СТО от 18 февраля 1931 г., составление технического проекта ББВП. Начало подготовительных работ к развертыванию строительства ББВП.
1932 г. Год начала строительства Беломорско-Балтийского водного пути.